Previous Entry Share Next Entry
Safety cards - разновидность коллекционирования
pulkovez

Многие ли из вас, друзья, тратят своё свободное время на любимое хобби?
Думаю, что подавляющее большинство ответят утвердительно. А у многих ли из вас любимым хобби является коллекционирование?
Думаю, таких будет гораздо меньше.
Сегодня я хочу вам рассказать и показать одно из своих хобби, которому уже 11 лет.
Я коллекционирую инструкции по безопасности. Те самые safety cards или briefing cards,  которые авиапассажиры привыкли видеть перед собой в кармашке кресла.
IMG_8988.jpg

"Какой же деби"... "Вот так необычное увлечение!" - подумают многие из вас. Однако, спешу удивить. Таких людей, как я - сотни по стране и десятки тысяч по всему миру. Наиболее развит этот вид собирательства в Европе и США. Однако, и в остальных уголках планеты найдется немало людей, которые непременно возьмут на память из самолёта хотя бы одну инструкцию.
Легально ли такое хобби? Этот вопрос звучит мне почти от каждого, кто слышит о нём впервые. Чаще всего, от дам.
Многих смущает факт выноса имущества с борта самолёта.

IMG_8978.jpg
- Воруешь? Авиакомпанию обворовываешь?
- Нет, не ворую. Инструкции по безопасности относятся к расходным материалам. Таким же, как подголовники на креселе или мыло в туалете. Они пачкаются, мнутся, портятся. Пассажиры лепят на них жвачку. На борту непременно есть запасные инструкции, которые бортпроводники кладут взамен испорченных. Поэтому пропажа из кармашка инструкции воспринимается, как явление нормальное.
- А можно ведь у стюардессы попросить...
- Можно. Многие даже не отказывают. Однако, чтобы успех был стопроцентным, нужно спрашивать пореже ;)
- А если вдруг с самолётом случится что-то, а пассажир, летящий после тебя останется без инструкции?
- См. выше. Перед каждым полётом в обязанности экипажа входит в том числе контроль наличия инструкций по безопасности в кармашке каждого кресла.
- Зачем их собирать?
- Распространённый вопрос. Я каждый раз впадаю в ступор, слыша его. Это один из сотен видов собирательства. Также, как люди собирают почтовые марки, монеты, пивные пробки и бокалы, антикварные предметы. Каждому своё.
- Они же все одинаковые...
- Ага. Как китайцы. Для профана - все на одно лицо. Для пограничника - каждый уникален. Так и с картами.
Здесь важно всё - типы самолётов, авиакомпании, даты выпуска, компоновки салонов самолётов, расположение спасательного оборудования. И так далее. Важна каждая деталь. Каждая пиктограмма.

Вот так коллекцию храню я:
IMG_8967.jpg
Каждая карточка в индивидуальном прозрачном кармашке. Кармашки подшиты в папки-скоросшиватели.
Таких папок сейчас 9. Но это не важно. Важно то, сколько в них хранится карточек.
За 11 лет мне удалось собрать коллекцию, которая вплотную приблизилась к 1200 единицам уникальных и неповторных карточек.

IMG_9035.jpg

Собираю я инструкции как российских, так и иностранных авиакомпаний. Основной упор делаю на гражданскую авиацию нашей страны. Сегодня российских и иностранных карточек у меня в пропорции 681/503.
Конечно же, лишь малая доля этих карт была изъята с самолётов лично мной.
Основа коллекции - заслуга моих многочисленных друзей, родственников, коллег-собирателей и просто неравнодушных граждан, которые помогали и продолжают помогать мне в её пополнении.

Ну а теперь - к деталям!
Первую карту я взял с Ту-154 любимой авиакомпании "Пулково" в 2004 году. На память. Она недолго пролежала одна. Я отыскал через знакомых карты Ту-134 и Ил-86 всё той же "Пулково". И понеслось :)
IMG_9006.jpg
Кстати, вот она! Первая карта. Синяя Ту-154. С неё всё начиналось.

А вот настоящий советский Аэрофлот! Не раритеты. Но, тем не менее, некоторым картам лет больше, чем мне.
IMG_8992.jpg
IMG_8994.jpg

Советский монополист после 91 года распался на сотни авиакомпаний помельче, чем вызвал слёзы горя мирового пролетариата радости коллекционеров safety cards. Но правопреемница Аэрофлота существует и поныне. А за без малого 25 постсоветских лет выпусила немало интересных карточек.
На следующем фото можно проследить эволюцию карточек с различных типов самолётов Аэрофлота от начала 2000ых по сей день.
IMG_9000.jpg
На самом же деле, по некоторым типам самолётов было выпущено только авиакомпанией Аэрофлот до полутора десятков разновидностей инструкций:
- с разными дизайнами
- с разным расположением картинок
- с разными логотипами
- с разными юридическими наименованиями авиакомпании
- и так далее, и так далее
Собрать всё - для меня малореально. Под силу разве что сотрудникам авиакомпании с трудовым стажем 20-30 лет.

А вот еще один типичный пример. Авиакомпания "Алроса". Обратите внимание, как меняются варианты логотипа и юридического обозначения фирмы на картах.
IMG_9037.jpg
На фото их 5. Но я знаю как минимум ещё одну разновидность, которой мне не хватает.

А ведь есть еще множество других деталей, на которые обычный пассажир не обратит внимания никогда:
- компоновка кресел в салоне
- количество кресел в салоне
- бортовой номер самолёта
- дата редакции карточки
- расположение аварийно-спасательного оборудования в салоне
IMG_9048.jpg
Типичный пример. Эволюция инструкций по безопасности на самолётах Як-42 Авиалиний Кубани.

IMG_9018.jpg
А вот менее очевидный для нетренированного глаза - разные бортовые номера на картах авиакомпании "Россия".

Чаще всего российские авиакомпании выпускают инструкции в формате А4. Или, по крайней мере, в таком формате, который влезает в кармашек А4. Реже попадаются карты-раскладушки.
IMG_9056.jpg
Не практичны с точки зрения просмотра в коллекции :)

За рубежом не редко, а у нас почти уникально - мультяшный дизайн карточек. Впервые на моей памяти к такому варианту в нашей стране обратилась авиакомпания "Сибирь", проведя ребрендинг и взяв привычное нам сегодня наименование "S7 Airlines"
IMG_8972.jpg
Инструкции существуют для того, чтобы их читали. Мне кажется, ребята своей цели добились.

Вообще, тема ребрендингов для коллекционеров инструкций всегда актуальна. Хотя и не всегда смена дизайнов карт сопровождается ребрендингом авиакомпании. Вот вам парочка примеров ребрендинга:
IMG_9053.jpg
"Саратовские авиалинии" - радикально обновившие дизайн карты. И аэрофлотовский говнопроект - "Подъёба" Победа.
IMG_9054.jpg
После того, как эпично приземлили попавший под санкции Добролёт, ребята не стали запариваться ребрендингом. Только надпись поменяли.

Отдельного внимания достойна тема самолётов с различными VIP-салонами. Есть немало авиакомпаний, которые специализируются на перевозках под заказ. И далеко не всегда самолёты у них маленькие. Вот пример с ВИПками, созданными на базе Ту-134, Ту-154 и Як-42.
IMG_9010.jpg
Кстати, карта в моих руках - с минобороновского Ту-154М (RA-85155). В частности на нём периодически летает Шойгу.

Уделим немножко внимания рабочей лошадке региональных рейсов - Ан-24.
IMG_9014.jpg

И, уж конечно, не забудем про Ту-154! Куда ж без легендарной Авроры!
IMG_9045.jpg

А под занавес развеем миф об авиакомпанях с названиями "Россия".
В середине 2000ых годов президентский лётный отряд "Россия" был в целях распила бабла объединён с авиапредприятием "Пулково" и превращён в авиакомпанию "Россия".
Спустя несколько лет концепция поменялась и президентский отряд снова стал отдельным предприятием.
Сейчас это АО "Авиакомпания Россия" и ФГБУ "Специальный лётный отряд Россия".
IMG_9016.jpg
IMG_8985.jpg
Нет! Ил-96VIP - это не президентский. У Путина компоновка салона покруче будет. На самолётах подобного рода возят товарищей уровня министра иностранных дел или котриарха перила.
Уверен, что когда-нибудь смогу похвастаться инструкцией с борта №1 в своей коллекции :)

P.S. Низкий поклон всем дарителям и менятелям. Всем тем, без кого моя коллекция была бы не такой классной! Спасибо вам!
Присоединяйтесь и Вы к числу моих помощников :) Как минимум - за плюсики в карму :)


  • 1
а зарубежные конторы тебе я смотрю не интересны?

Как знать, что у тебя уже есть, чего нет, прежде чем тащить?

Сережа, ты упустил 2 ключевых момента :)
Я там выше писал про соотношение карт в коллекции. И зарубежных карточек у меня больше 500 штук имеется :)
Ну а тащить нужно всё. Поскольку:
- карты долго не залёживаются и находят новых хозяев путём обмена
- только мой прошаренный глаз может отличить карточку повторную от карточки новой ;)

А вообще вопрос логичный был по поводу иностранцев :)
Все иностранцы у меня лежат в у родителей. Поэтому я сделал пост на примере тех карт, которые были под рукой :)

Крутая коллекция!
А двойные есть для обмена, например?

Конечно, Марина! Не всё, разумеется, в двойных экземплярах. Но кое-что имеется. И даже успешно меняется :)

Ого круто! Жаль с 738 Белавиа не взял карточку

Да, там было, чем поживиться :)))

Душевненько!.. ))

Кста, недавно заметил, что у нынешней "России" схема самолета в двух разных ипостасях встречается: серая и розоватая.

PS: Смотрю, 154-Бэшка KMV не ламинированая. Опять подделку подсунули! ((

Edited at 2015-07-16 02:33 pm (UTC)

Зря беспокоишься про КМВ. У меня и такая, и такая были в разнве времена. И обе прямиком с самолета. Ламинированных просто поболе будет. Да и выгоднее компании. Долше живут

Очень круто!
Прям зависть. особенно по "раритетам"

Ну если про старый Ryanair, то нет. А если про современный, то только с креслами нужно уносить в коллекцию )

  • 1
?

Log in